Мотивационнная составляющая обучения

22 февраля 2019

Всем привет! Меня зовут Дария и теперь я буду освещать в нашем Блоге психологические аспекты изучения языков, индивидуально-психологические характеристики личности, и мы наконец приблизимся к ответу на вопрос «Почему мне так тяжело дается изучение языка?» «Почему я не мотивированный?» И «Как мои психические процессы работают на меня? »

    Начнем с мотивации. Всем нам известно, что сейчас без знания хотя бы одного иностранного языка очень сложно (или даже невозможно) получить достойную работу и построить успешную карьеру и просто выразить   свое мнение иностранному туристу. Но почему одни сломя голову несутся на групповые или индивидуальные курсы и полны  решимости и стремления изучить язык, а другие не решаются посетить даже пробное занятие и все ждут более благоприятного момента?

    Всем управляют наша мотивация и волевые усилия.

     Существуют различные определения понятия «мотивация» (от лат. "Movere" - двигать), и вот одно из них - это побуждение к действию, способность удовлетворять потребности с помощью любой деятельности.

    Обычно психологи выделяют следующие виды мотивации человека: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная, устойчивая, неустойчивая, и т.п.

  • Внешняя - мотивационные стимулы идут извне. (Например, руководитель пообещал повышение заработной платы, если я пойду на курсы английского.)
  • Внутренняя - связана не с внешними обстоятельствами, не со стимулами и подкреплениями, а, в первую очередь, с самим содержанием деятельности, это наше внутреннее побуждение.
  • Положительная мотивация основывается на позитиве. (Например, если я смогу объяснить на английском иностранцу где находится театр - я буду собой гордиться)
  • Отрицательная мотивация - все, что связано с наказаниями материального и морального плана. (Например: если я не пойду на курсы по изучению иностранного языка - на мое место возьмут более целеустремленного работника)
  • Устойчивая мотивация - та, которая не нуждается в подкреплении. Она непоколебима, и никакие обстоятельства ее не ослаляют.
  • Неустойчивая - та, которая всегда «на грани» (напр: вроде бы, я  хочу пойти на курсы, но у меня нет времени, а с другой стороны ...)

     Поэтому какая мотивация должна преобладать для более эффективного изучения иностранных языков?
      Внутренняя мотивация является движущей силой, идущей изнутри личности. Именно она делает сам процесс учебной деятельности для студентов важным, целенаправленным и полным смысла. Студенту нравится сам предмет изучения - иностранный язык, нравится процесс интеллектуальной деятельности. Благодаря внутренней мотивации мы работаем «на совесть», тщательно изучаем тонкости и нюансы, бесконечно самосовершенствуемся и развиваемся. Это не надоедает, и мы поднимаемся к новым вершинам.

      Почему трудно сохранить свою внутреннюю мотивацию, как ее повысить и о роли преподавателя в этом деле мы будем рассуждать в следующий раз :)